Конный завод имени Сталина |
Для лошадей линии Борея характерна яркая выраженность «основного типа». Они обладают большой работоспособностью и хорошими биологическими свойствами. В настоящее время в заводе продуцируют элитные жеребцы этой линии, кандидаты натурального показа ВСХВ-952 г.: Бармен, р. 1939 г. (160—190—20,5 сантиметра, 593 килограмма) и молодой жеребец Добрый, р. 1947 г. Оба аттестованы дипломом I степени на 1-й Ставропольский краевой с.-х. выставке 1951 г. Родоначальником второй линии был жеребец Даусуз. Он оставил заводу 230 жеребят. Лошади линии _Дадусуза характеризуются восточной породностыо, общей сухостью, в то же время густым телосложением. В разведении лошади этой линии отлично сочетаются с лошадьми всех других линий, а особенно с линиями, Борея и Тугана. В маточном ядре имеется 56 кобыл, типичных для этой линии. Лучший сын Даусуза, вороной элитный жеребец Далхат, унаследовал экстерьер и тип своего отца. Далхат оставил целую группу жеребцов-производителей, продолжателей этой линии. В первую очередь следует отметить таких элитных жеребцов, как Добавок и Дипломат, а также жеребцов крупного и мощного телосложения — Даржо, Доклада и Демона, полученных в результате близкородственного разведения. Представители линии Тугана в массе тоже относятся к «восточному» типу. Гребец Туган дал заводу 255 голов приплода. Кобылы этой линии выделяются гармоничностью сложения. Линия Тугана разводится чисто линейным методом для закрепления «восточного» типа. Продолжателями этой линии на заводе являются два жеребца: Денатурат, рождения 1945 г., 1 класс (154-180-19 сантиметров, 559 килограммов) и внук Тугана, элитный молодой жеребец Трочек, рождения 1949 г. Лошади линии Шамана принадлежат к «густому» типу кабардинской породы. По плодовитости эта линия стоит на первом месте на заводе. Лучшим продолжателем этой линии является жеребец Барбарис, рождения 1944 года (159—195—20,5 сантиметра, 616 килограммов). Линия Аргамака относится к «основному» типу. Лошади этой линии имеют на заводе значительно меньшее число своих представителей, по сравнению с вышеописанными линиями. Однако эта линия дельностью форм заслуживает большою распространения и внимания как на самом заводе, так, в особенности, в колхозах Ставропольского края Продолжателями этой линии на заводе являются четыре жеребца-производителя 1 класса: Ахтырь, Бальзам, Ардаган и Айвенго. На ВСХВ эта линия будет представлена типичной для кабардинской породы кобылой Айва, рождения 1945 года (152—182—19 сантиметров, 522 килограмма, аттестованной дипломом I степени на 1-й Ставропольской краевой с.-х. выставке в 1951 г. При выведении нового типа кабардинской лошади большое внимание уделялось развитию работоспособности. Результаты массовых и всесторонних испытаний подтверждают высокую оценку рабоче-хозяйсгвенных качеств укрупенного типа. На Пятигорском ипподроме при испытании в гладких скачках молодняк завода установил рекорды для породы на 1600 метров, показав лучшую резвость для двухлеток-1 минута 56 секунд и на дистанцию в 3000 метров — 3 минуты 44 секунды. В скаковой сезон 1950 года из 97 выступлений на Пятигорском ипподроме молодняк конзавода выиграл 27 первых мест, среди них 9 именных традиционных призов. В полозном приборе на силу тяги при тяговом сопротивлении в 196 килограммов (40 процентов живого веса), что в переводе на груз превышает 5 тонн, взрослые лошади завода проходят от 1 000 до 1 720 метров. Мерин Брамин, от Бармена и Молвы (159—187—20 сантиметров, 540 килограммов), в испытаниях на максимальную грузоподъемность показал тяговое усилие 454 килограмма. Он провез груз, равный 9 тоннам, на расстояние 70 метров. При испытании в упряжи на скорость движения шагом и рысью лошади показали следующие результаты: мерин Барс, рождения 1939 года, от Борея и Витрины, (156-188—20 сантиметров, 555 килограммов) с грузом 1800 кили граммов прошел шагом 2 километра за 14 минут 28 секунд, а мерин Брамин — рысью с грузом 800 килограммов (тяговое усилие 35 килограммов) прошел 2 километра за 5 ми нут 55 секунд. В пароконной бричке Брамин и Дурфур по пересеченной дороге (высота над уровнем моря от 830 до 1080 метров) с грузом 2 тонны (тяговое усилие 110 килограммов) покрыли расстояние 50 километров за 6 часов 4 минуты, без каких-либо признаков переутомления. Мерин Бас, от Бармена и Струны (154—187—19,5 сантиметра), под всадником на дистанцию 2 километра, пока зал лучшую скорость на шагу—11 минут 44 секунды. Эту Жеребец Дипломат линии Даусуза же дистанцию жеребец Бим, от Бека и Лихой (158—180 20 сантиметров), рысью прошел за 5 минут 10 секунд. Жеребец Дударь, рождения 1945 года, от Далхата и Дани (158—183—19,5 сантиметра, 500 килограммов), показал резвость на рыси на дистанцию 500 метров — 1 ми нута 15 секунд. В пробеге по сильно пересеченной местности групп) кабардинских лошадей (8 голов) конзавода имени Сталина показала непревзойденные результаты. Трасса начиналась от Подкумского ущелья, лежащего на высоте 830 метров над уровнем моря, и проходила по маршруту на вершину горы Бермамыт, расположенную над уровнем моря на высоте 2556 метров, отсюда поворачивала обратно. Преодолевая по пути крутые спуски и подъемы, всадники прошли расстояние в 100 километров за 5 часов 47 минут. Из других положительных качеств укрупненного типа лошадей считаем необходимым отметить высокую их плодовитость. В конзаводе имени Сталина маточный состав дает исключительно высокие показатели по зажеребляемости и благополучной выжеребке. Так, за последние пять лет (1947—1951 гг.) зажеребляемость кобыл по заводу достигла 96 процентов, а благополучная выжеребка (к числу жеребых) 98,7 процента. Качество приплода укрупненного типа можно также характеризовать высокой жизнестойкостью. Отход молодняка по причине заболеваний — редкое явление. В 1950 году завод имел 99,2 процента сохранения жеребят доотъемного возраста (падеж жеребят был, главным образом, от отравлений ядовитыми травами). Молодняк обладает большой скороспелостью, в основном заканчивая полное развитие к трем годам. Кобылы многомолочны и отличаются долговечностью. *** Плодотворная работа коллектива конзавода имени Сталина, движимая широким социалистическим соревнованием, не осталась не отмеченной нашей Родиной. В 1951 году 22 работника конной части награждены правительственными наградами - орденами и медалями. Орден Ленина получили старшие табунщики Кардашев Василий Иванович и Киселев Михаил Гаврилович. Среди награжденных орденами Трудового Красного Знамени и специалисты завода старший зоотехник Петр Иванович Драгалев и ветврач Владимир Петрович Логинов. Орденом Трудового Красного Знамени награжден директор завода Антон Филиппович Скороход. Своим самоотверженным творческим трудом 65 табунщиков и специалистов конной части завода завоевали право в 1952 году быть участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. |
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 |