"Кабардино-Балкарская правда" 
от 25 января 1990 г. 

ВОЗРОДИТЬ КОННЫЕ ПРОБЕГИ

 
А. Х. КОКОВ, Директор ипподрома, Главный судья пробега.
    Во многих странах мира конный спорт приобретает все большую популярность. В последние годы к традиционным видам соревнований прибавились дополнительные дисциплины: вольтижировка, состязание упряжек и дистанционные пробеги. В нашей стране такие виды конного спорта не являются новыми, особенно это касается пробегов, которые в прошлом имели широкое распространение.
    Безусловно, необходимо возродить традиции дистанционных пробегов, тем более что в СССР накоплен богатейший опыт их проведения. Соревнования по конным пробегам на 100 верст начали ежегодно приводить в России в конце XIX века. С 1922 года  конные пробеги входили в обязательную программу военной подготовки, а с 1935 года в них стали принимать участие не только военные, но и спортсмены-любители.          Однако в начале 50-х годов, когда советское коневодство переживало. сложный период, подобные пробеги были прекращены полностью.
    В настоящее время, когда дистанционные пробеги получили статус официальной дисциплины в международном масштабе, возрождению этой формы конного спорта в нашей стране необходимо уделить самое серьезное внимание.
    Большую роль в выведении и совершенствовании лошадей кабардинской породы, отличающихся крепостью, выносливостью и универсальностью в использовании, играли всевозможные игры и конноспортивные состязания, бытовавшие у кабардинцев в прошлом. Скачки-пробеги устраивались во время различных торжеств па десятки километров по пересеченной местности.
    Кабардинцы говорили: та не лошадь, которая не переносит суровой жизни. Чтобы вывести крепких и выносливых лошадей, их выращивали табунным способом. Делалось это не потому, что не было конюшен или кормов для стойлового содержания. а для того, чтобы закалить лошадь, приучить ее ко всем невзгодам естественной среды обитания.
    Из проведенных до Великой Отечественной войны шести скоростных пробегов на дистанцию сто километров пять были выиграны нашими скакунами. Особенно памятным своим выдающимся достижением является конный пробег, проведенный зимой 1935 года. Маршрут практически огибал весь Главный Кавказский хребет. Результаты испытаний действительно ошеломляющие - 3.000 км были пройдены за 47 дней со средней скоростью 83 километра в сутки. Спустя несколько месяцев все участники этого пробега выступили в скоростном пробеге Пятигорск - Ростов-на-Дону и 600 километров в распутицу прошли в течение пяти дней.
    О выносливости и стойкости лошадей кабардинской породы по сравнению с другими породами, как донская. ахалтекинская, карабахская, карабаирская и другие, говорят результаты проведенной конной эстафеты на дистанцию 10,5 километра в послевоенное время на Московском ипподроме. Кабардинские скакуны, двенадцать раз из пятнадцати выходили победителями.
    В 1952 году с 28 сентября по 5 октября был проведен конный пробег па дистанцию 500 километров по территории нашей республики. Задача ставилась такая: проверка выносливости и работоспособности лошадей кабардинской породы под седлом в условиях горной и предгорной местностей. Успешное завершение пробега способствовало совершенствованию универсальных качеств кабардинских лошадей. Подобные пробеги были проведены в ознаменование 50- и 60-летия образования КБАССР в 1971 и 1981 годах.
    Поэтому, если мы хотим сохранить очень ценный генофонд кабардинской породы лошадей, т.е. такими, какими его оставили нам наши предки, сохранить ее универсальные рабочие качества, мы должны свято соблюдать технологию выращивания и содержания лошадей кабардинской породы.
    Учитывая сказанное выше и во исполнение Постановления Совета Министров КБАССР, приказа Госагропрома республики "О мерах по дальнейшему развитию коневодства и конного спорта в Кабардино-Балкарской АССР", Нальчикский республиканский ипподром им. Ленинского комсомола провел в ноябре минувшего года дистанционный конный пробег на лошадях кабардинской породы, принадлежащих хозяйствам республики. Для участия в первом пробном пробеге прибыли тринадцать всадников из следующих хозяйств: Малкинский конезавод. № 34 - четыре, колхозы -"Трудовой горец" - четыре, "Герменчик", "Чегем", "Малка" - по одному, совхозы "Кенже" и "Кабардинский" Зольского района - по одному всаднику. Руководители и специалисты указанных хозяйств очень серьезно отнеслись к проведению этого мероприятия. Для участия в судейской комиссии были приглашены научные сотрудники из Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства. За день до старта все лошади были тщательно осмотрены зооветспециалистами, и было решено допустить. к пробегу девять голов.
После совета судейской коллегии со спортсменами-участниками было решено провести пробег на дистанцию 80 километров. Маршрут выбран параллельно госдороге в сторону Пятигорска с тем, чтобы побольше жителей я гостей республики могли видеть это необычное соревнование.     Всем спортсменам выдали соответствующие номера, и было решено провести соревнование в два этапа с остановкой после первых 40 километров пути, для зооветконтроля на месте промежуточного финиша.
Главный судья соревнований
А.Х. Коков дает старт
первому  конному марафона
    Старт был дан на Нальчикском ипподроме в 10 часов 13 мин. Участниками пробега стали люди разного возраста и опыта работы с лошадьми. Так, если Т. Бегидов из совхоза "Кенже", А. Саблиров из колхоза "Герменчик", X. Сиринов, X. Кашежев с Малкинского конезавода № 34. М. Карданов из колхоза "Малка" являлись профессионалами-коневодами и имели большой опыт работы с лошадьми, то молодые всадники из колхоза "Трудовой горец" - школьного возраста. После первых десяти километров пути между этими двумя группами развернулась упорная борьба. Лидеры часто. менялись, и чувствовалось. что некоторые ребята сами устали больше, чем их лошади.

   Необходимо отметить, что молодые всадники не пали духом и упорно продолжали путь. Их очень активно поддерживали многочисленные любители конного спорта, некоторые родители и родственники, которые сопровождали весь пробег.

На трассе пробега

(фотографии  Е. Жуковской)

    На промежуточный финиш первыми приехали молодые. и лидирующая группа преодолела 40 километров за 2 часа 33 минуты, а замыкающая (более старшее поколение) - за 2 часа 51 минуту.
После 30-минутного отдыха все лошади были тщательно обследованы. После совета судейской коллегии с зооветспециалистами решили продолжить пробег на семи лошадях ввиду того, что у двух была обнаружена небольшая хромота. Промежуточный старт был дан в 14 часов. Лошади и всадники хорошо втянулись в работу, и соперничество во второй половине дистанции было не менее интересным, чем в первой. Поэтому данный отрезок. был пройден значительно быстрее. Все семь участников очень бурно финишировали на Нальчикском ипподроме почти одновременно в 16 часов 14 минут. Время прохождения второго сорокакилометрового этапа составило 2 часа 14 минут. Вся дистанция - 80 километров - была пройдена за 4 часа 47 минут со средней скоростью 16,74 километра в час.
    Победителями пробега признаны сразу два участника. у которых лошади лучше других перенесли пробег и по показателям удовлетворяли даже требованиям международных правил. Это представители колхозов "Герменчик" - А. Саблиров на коне "Салам" и "Трудовой горец" - М. Карданов на мерине "Тыгур".
    Учитывая хорошее самочувствие лошадей и желание участников соревноваться на второй день после пробега. организовали скачку на два круга по ипподрому, что составляет 3600 метров. Победителем стал представитель Малкинского конезавода X. Кашежев на мерине "Абрек". Кстати, этот мерин прошел весь пробег без подков.
    Приказом руководства Госагропрома все участники и победители дистанционного пробега были отмечены и премированы.
    Проведенный дистанционный пробег показал, что лошади кабардинской породы очень устойчивы и выносливы. Если для любителей конного спорта они носят чисто спортивный характер. то для специалистов - коневодов это один из главных приемов селекционно-племенной работы, направленный на поддержание и совершенствование полезных рабочих качеств лошадей кабардинской породы. Поэтому решено проводить такие пробеги ежегодно и неоднократно, с привлечением еще большего количества лошадей и спортсменов, особенно молодых. Со временем планируется усложнить маршрут трассы пробега и значительно увеличить дистанцию.
    Сейчас во Всесоюзном научно-исследовательском институте коневодства началась разработка нового положения по организации и проведению дистанционных пробегов в СССР с учетом соблюдения всех требований международных правил.

 


zkokov@narod.ru © Zaur An. Kokov