РОССИЙСКАЯ   ОРДЕНА  ЛЕНИНА   СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 имени К. А. ТИМИРЯЗЕВА

  

Эти испытания  показали неплохие способности лошадей кабардинской породы к преодолению препятствий.

 

ИСПЫТАНИЯ ПОД ВЬЮКОМ

 

 Прекрасные  качества горских лошадей Кавказа в качестве вьючных лошадей (еще в 1890 году)  отмечал  ветврач Н.И. Мещерский. Указывая на поворотливость и хороший  уверенный шаг этих лошадей в горах он считал их самыми выносливыми при работе под вьюком. Свой вывод Н.И. Мещерский основывал на опытах удачного применения горских лошадей в горной артиллерии во время крымской кампании 1855-56 г.г. и в войне с Турцией в 1877-1878 г.г.

В докладе на XXI  Пленуме Секции животноводства Всесоюзной академии с .х. наук им В.И. Ленина в 1940 году, в газете «Животноводство» за 1941 год и в Трудах Московской Ветеринарной академии в 1956 году генерал-лейтенант проф. Н.М. Шпайер также обращал внимание на особо ценные вьючные качества лошадей кабардинской породы. Рекомендую два типа верхово-вьючных и вьючно-упряжных лошадей, он настаивал на необходимости организации специальной системы заездки, тренировки и испытаний вьючных качеств лошадей в горных условиях. Однако этих испытаний было проведено очень мало.

Специальные испытания лошадей под вьюком были проведены в Дагестане М.М. Зубаировым (1959 год). Они дали следующие результаты.

Таблица № 172.

Результаты испытаний  под вьюком местных лошадей и кабардино-аварских помесей в Дагестане.

Группы лошадей

Количество голов

Средний живой вес

Вес вьюка

Дистанция

Количество

Средняя скорость км/час

Дней испытан.

Ходовых часов

Лезгинские (предгорные)

8

275

70

150

1,5

19

7,9

Аварские (горные)

8

286

68

180

1,5

20

9,0

Аварские (горные)

6

285

72

90

1

12

7,5

Аварские (горные)

4

290

75

400

3

42

9,5

Кабардино-аварские

8

412

102

150

1

15

10,0

Кабардино-аварские

6

396

107

130

0,5

12

10,8

 

В высокогорных испытаниях проведенных А.С. Султановым пять  лошадей Рутульского района Дагестана без напряжения прошли 20 км с вьюком 60-70 кг (28,5% от живого веса) за 6 ч 30 мин.

 

ИСПЫТАНИЕ В УПРЯЖИ

 

 Для характеристики упряжных качеств лошадей кабардинской породы Северо-Кавказской зональной опытной станцией по коневодству было проведено несколько испытаний.

В 1936 году 10 пар меринов кабардинской породы среднего роста 142,8 см и среднего веса 350-380 кг в местных повозках по грунтовой дороге без всякой предварительной подготовки, взяв с места без понуждения по 2 тонны груза, показали максимальную грузоподъемность по 4,5 тонны на пару. (Повозки не выдержали и их недогрузили до 6-ти тонн как предполагалось. К.А. Шумов, 1936 г).

Эти же лошади при испытании на срочную доставку груза в парных упряжках по пересеченной местности с грузом по 1,1  тонны прошли 15 км за 2 часа 3 минуты и после 2-х часового отдыха, с тем же грузом, по изрытой каменистой дороге еще 15 км за 1 час 31 минуту.

При испытаниях в полозном приборе на тяговую выносливость лошади колхозов Ставропольского края и Кабардино-Балкарской АССР при тяговой силе  180 кг  в среднем прошли: кабардинской породы - 122 метра, донской - 205,8 метров.

В зеленчукском районе при испытании Черкесским госплемрассадником 40 рабочих лошадей  в полозном приборе при постоянном тяговом усилии, составлявшим 45% живого веса лучшие результаты показали кабардинские лошади густого типа.

В Мало-Карачаевском конном заводе 8 декабря 1950 года были проведены испытания рабочих лошадей в полозном приборе на тяговую выносливость и на максимальную силу тяги.

Условия испытаний на тяговую выносливость: дорожка ровная,грунтовая с коэффициентом сопротивления – 0,4 (в полозном приборе по данным динамометра), тяговое сопротивление постоянное – 196 кг, вес груза с полозным прибором постоянный – 490 кг.

Результаты испытаний приведены в следующей таблице.

 

предыдущая     следующая

 оглавление

mail@horseskb.ru   ©  Zaur An. Kokov