-
Скачки, как состязания на
лошадях, восходят к глубокой древности. Известно,
что они проводились в честь языческих богов
(Сезорес - Созереш, Созырэщ) и христианских святых
(Илья, Маркам и т. д.)1.
История
скачек в Кабарде, по существу, не изучена. Между
тем конные соревнования среди кабардинцев были
довольно распространенным и любимым зрелищем.
Скачки также служили одной из основных форм
развития коневодства и одновременно показателем
его уровня, особенно в условиях, когда лошадь
практически не использовалась как тягловая сила,
а являлась средством защиты и нападения в эпоху
непрерывных войн и конфликтов.
-
С. Броневский пишет: «Ристание состоит в скачке
на лошадях, в обгоне до условленной цели, или в
военных эволюциях... Смелые наездники в Кабарде
приучают своих лошадей бросаться стремглав с
утесов и с крутых берегов рек, не разбирая
высоты...»2 Конские скачки в 50-х годах
XIX
в. проводились
«с Высочайшего разрешения» - один раз в год в
городах: Тифлисе, Шемахе и Ставрополе. Им
придавалось большое значение «в видах поощрения
к улучшению конских пород в крае». Они
проводились в различные сроки (с марта по
октябрь), чтобы желающие
могли, не ограничиваясь местными
соревнованиями, участвовать во всех таких
крупных состязаниях3.
Конские скачки,
проводившиеся в г. Ставрополе, ежегодно
приурочивались ко дню св. Троицы «для
распространения и улучшения заводов». За первое
место на скачках 1859 г. был установлен
императорский приз — серебряная ваза в 500 рублей
серебром (заменена денежным призом в 500 рублей,
«как более заманчивым для тамошних
состязателей»). Второй приз значительно меньше
первого и составил всего 150 рублей серебром. На
скачки допускались лошади, «родившиеся в России,
Царстве Польском, а также Карабахская,
Кабардинская, Нагайская, Трухменская» и другие
породы лошадей. К скачкам не допускались лошади
до четырехлетнего возраста. Скакун должен был
преодолеть расстояние «шесть верст с
перескачкою»4.