Конные пробеги: история и современность

Введение

Конные пробеги: история и современность

Конные пробеги в СССР и России: возрождение традиций


Введение

Конный спорт приобретает все большую популярность во многих странах мира. В последние годы, к таким классическим видам соревнований, как выездка, конкур и троеборье прибавились дополнительные дисциплины - конные пробеги, состязания экипажей, вольтижировка и др. Данные конные состязания для нашей страны не являются новыми, особенно это касается дистанционных испытаний лошадей.

    Многие народы бывшего СССР (кабардинцы, туркмены, казахи и др.) в силу исторических особенностей уклада жизни культивировали у разводимых ими лошадей выносливость, крепость конституции, способность быстро восстанавливать силы. Именно эти качества являются определяющими для лошадей участвующих в дистанционных испытаниях.
    Территория бывшего СССР традиционно была богата конскими ресурсами разнообразного направления и назначения. Например, в 1916 г. по количеству лошадей Россия занимала первое место в мире. Их насчитывалось 38.2 млн. голов, т. е. около 40 % мировой численности конского состава. Существует ряд отечественных пород, которые по своей работоспособности в условиях длительных переходов, могут успешно соперничать с представителями арабской породы, которая доминирует сегодня на международных дистанционных соревнованиях. Наиболее перспективными для таких целей представляются лошади местных горских и степных пород: кабардинской, ахалтекинский, иомудской, донской, кустанайской и некоторых других пород.
    Не являясь конкурентноспособными в классических видах конного спорта, многие локальные породы отошли на задний план и в ряде случаев подвергаются необоснованному скрещиванию с английской чистокровной породой, что приводит к потере уникальных, присущих только им приспособительных качеств.
    Общепринятая система испытаний полукровных лошадей в гладких скачках на стандартные дистанции, слепо скопированная из системы испытаний чистокровной английской породы, ни в коей мере не отвечает целям разведения таких пород и не может давать объективные оценки для успешной селекционной работы.
    Внедрение системы испытаний в дистанционных пробегах лошадей некоторых полукровных и региональных пород может сыграть важную роль в деле сохранения их генофонда и послужит для них отличной рекламой.
    Методы подготовки лошадей к дистанционным пробегам легко вписываются в общие технологические процессы неспециализированных хозяйств, занимающихся верховым табунным коневодством. Умеренно-интенсивные нагрузки, которые получают верховые рабочие лошади при соблюдении основных закономерностей специального тренинга: регулярности и постепенности увеличения нагрузок - в значительной степени отвечают поставленным задачам.

    В настоящее время дистанционные пробеги получили статус официальной дисциплины Международной федерации конного спорта (FEI). Наряду с достижением чисто спортивных целей, проведение соревнований по дистанционным пробегам должно быть важным звеном в селекционной работе с региональными породами лошадей (как заводскими, так и аборигенными), являясь формой испытаний рабочих качеств, таких как крепость конституции, выносливость, способность быстро восстанавливать силы, доброезжесть.

   В связи с тем, что в последнее время лошадям целого ряда отечественных пород - донской, карабахской, карабаирской, новокиргизской, кабардинской и ряду других уделяется все меньшее внимания, введение для них системы испытаний на длинные дистанции будет способствовать их совершенствованию. Кроме того соревнования по пробегам позволят в полной мере использовать колорит национальных видов конного спорта и привлечь к себе внимание не только специалистов-коневодов, но и широких кругов общественности, а также будет иметь большое воспитательное значение для молодежи.
    Анализируя результаты международных дистанционных испытаний за последние два десятилетия, легко убедиться, что подавляющее большинство победителей и призеров являются представителями арабской породы или лошадьми с большой долей арабской крови.
    Поэтому большой интерес  в зоотехническом плане представляет  сравнение дистанционных качеств отечественных пород лошадей.

Конные пробеги: история и современность
    Считается, что конные пробеги берут начало в Аравии, где кочевники бедуины, обнаружив, что лошади в пустыне могут передвигаться резвее верблюдов, стали испытывать арабских скакунов в кудрах (гонках). В Европе значение дистанционных испытаний лошадей оценили лишь через многие сотни лет - в начале XIX века. Пробеги стали использовать в качестве важного элемента подготовки кавалерии.
    Русская конница также совершала тренировочные марш-броски на сотни километров, временами показывая рекордные результаты. Так в 1980 году казачий сотник Д. Пешков на мерине Серко проехал за 193 дня расстояние от Благовещенска до Петербурга, то есть 8862 км. А корнет М.Асеев в 1899 году потряс гостей Всемирной выставки в Париже, добравшись на двух кобылах (последовательно сменяя их) за 30 дней из Лубен до французской столицы (2633 км ). В России пробеги на 100 верст проводились ежегодно вплоть до начала Первой мировой войны и последовавшей за ней революцией.
    После революции, начиная с 1922 года конные пробеги были включены в программу воинской подготовки кавалерии Красной Армии, а с 1935 года в них стали принимать участие не только военные, но и спортсмены-любители. Программа таких пробегов была разнообразной. Основным считался пробег на 217 км, проходивший в три дня, проводились также резвостные пробеги на дистанции 100 км и 50 км. Все эти соревнования проводились в условиях строгого ветеринарного контроля.
    Старшему поколению памятен состоявшийся в 1935 году сенсационный пробег Ашхабад-Москва протяженностью 4300 км, совершенный на лошадях ахалтекинской и иомудской пород за 83 дня.
    Одним из замечательных достижений конников Кабардино-Балкарии был беспримерный конный переход вокруг Кавказского хребта на дистанцию 3000 км, совершенный зимой 1935-36 гг. по маршруту: Пятигорск-Сухуми-Кутаиси-Тбилис-Баку-Махачкала-Грозный -Владикавказ -Нальчик-Пятигорск. Этот труднейший переход с преодолением Суламского и Клухорского перевалов в зимнее время на кабардинских лошадях был пройден за 47 маршевых дня. К тому же, участники данного пробега вскоре преодолели скоростным маршем в распутицу 600 км по маршруту Пятигорск-Ростов в течении 5 суток.
    Такие рекордные достижения убедительно говорят о большом потенциале отечественных пород лошадей.
    Из зарубежных стран дистанционные испытания лошадей особую популярность получили в США и в Англии, где уже в тридцатых годах их проведение было упорядочено и стало проходить под ветеринарным контролем. Конные пробеги организовывались и в ряде других европейских государств, а также в Австралии и Новой Зеландии. Кроме наиболее ответственных и престижных соревнований на 100 миль (160 км), проводились множество пробегов и на более короткие дистанции, в которых принимали участие как опытные всадники, так и любители, что важно для популяризации конного спорта.

  Датой рождения пробегов в их современном спортивном виде со строгим ветеринарным контролем можно считать 1955 год, когда в Америке впервые был проведен, ставший впоследствии весьма престижным, турнир "TEVIS Cup".Обязательное наличие строгого и педантичного ветеринарного контроля стало отличительной особенностью проводимых в последствии пробегов. До этого дистанционные пробеги имели репутацию самого жестокого вида конного спорта.  Так, один из наиболее трагических эпизодов в истории конных пробегов произошел в 1895 году в Варшавском 100-верстном пробеге, в котором участвовало 44 всадника.

     Финишировало лишь 8 лошадей, остальные 36 голов пали в пути. Из дошедших до финиша впоследствии пало еще две лошади. Не менее плачевные результаты имели соревнования прусских и австро-венгерских кавалеристов, проводившиеся в конце XIX века. Пробег был организован между двумя столицами Берлином и Веной, дистанция составила около 400 миль. Через несколько дней лошадь, пришедшая первой, а также еще 25 голов пало. Поэтому, утверждение жестких правил проведения соревнований и введение ветеринарных ограничений было направлено на сохранение здоровья лошадей - участников соревнований.
    В последние время во многих странах развитого коневодства дистанционные пробеги стали одним из наиболее массовых видов конного спорта. Так, в Великобритании в течении одного спортивного сезона 1987 года в пробегах на дистанции от 40 до 100 миль принимали участие 350 лошадей, при этом не было учтено количество лошадей, участвовавших в пробегах на более короткие дистанции.
    В США число тех, кто сейчас занимается пробегами, перевалило за 5000. Это не замедлило сказаться на результатах в международных соревнованиях: на семи чемпионатах мира американки побеждали шесть раз, причем Бэкки Харт на выдающемся арабском стайере Гранд Султане сделала это трижды! В 1996 году 25-летняя Даниэла Канэви обошла свою маму Валери Канэви, чемпионку мира 1994 года. А на последнем седьмом чемпионате мира в Дубае (10 декабря 1998 года) Валери вернула себе чемпионский титул на 15-летнем Хай Уиндз Джеди (High Winds Jedi).

    В Европе в 1979 году была создана европейская организация по пробегам, получившая название ELDRIC (European Long Distance Rides Conference - Международная конференция по дистанционным пробегам), куда вошли представители тринадцати европейских стран.

     В 1980 году в рамках ELDRIC был учрежден приз "Европейский трофей", и в том же году правила проведения Международных соревнований по дистанционным пробегам вошли составной частью в правила проведения соревнований Международной федерации конного спорта FEI ( "Правила соревнований по конным пробегам").
    Первый Чемпионат Европы состоялся в 1985 году в Австрии, а годом спустя в Риме был проведен первый Чемпионат мира по конноспортивным пробегам на дистанцию 160 км при участии стран Европы, Америки и Австралии. Второй Чемпионат мира проходил в 1988 г. в США. В третьем (1990г., Стокгольм, Швеция - Первые Всемирные конные игры) и в седьмом (1998г., Дубай, ОАЭ ) Чемпионатах мира принимали участие отечественные спортсмены.
    Отечественные конники также принимали участие в 1995 году в Чемпионате Европы (г.Марлей, Франция, 2 сентября). К сожалению эта попытка завершилась неудачей. Ни одна лошадь представительной команды (6 голов, тренер М.Кунижев) из нашей республики не смогла добраться до финиша.

Конные пробеги в СССР и России: возрождение традиций

    Именно с Кабардино-Балкарии в конце 1980 гг. началось возрождение богатых традиций дистанционных испытаний лошадей в нашей стране в современном виде. Инициатором и организатором возобновления конных пробегов стал работавший в то время директором Нальчикского ипподрома и Госконюшни Анатолий Коков. На базе ипподрома была проведена целая серия пробегов на лошадях кабардинской породы, принадлежащих хозяйствам республики. Пробеги проводились по международным правилам FEI с привлечением сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства (Е.Е.Жуковская, И.Е.Иноземцева, Л.Ф.Лебедева). В итоге была подготовлена команда из 4-х всадников для участия в Первых Всемирных конных играх в Швеции, уверенно обыгравшая в отборочных пробегах конкурентов из других регионов СССР. Но к сожалению, в силу чиновничьего произвола, на чемпионат попал лишь один наш представитель (В.Жигунов на Каро), к тому без какой-либо команды поддержки и сопровождения. Также, в конце 1980 гг. силами ипподрома и нескольких хозяйств республики был подготовлен конный переход (отобраны лошади, участники и т.д.) в Иорданию, но из-за политической нестабильности тогда его не удалось осуществить. Позже, на кабардинских лошадях было совершено два перехода Нальчик - Амман (1994г.) и Амман-Нальчик (1998г.).
    В 1990 годах в России осуществлялись попытки различными организациями и частными лицами продолжить систематическую работу по проведению конных пробегов. Но в силу различных обстоятельств особо значимых результатов не было получено. После полного фиаско в 1995 году на чемпионате Европы в Париже  государственная структура - Республиканский ипподром (директор М.Кунижев) совсем "охладел" к работе в данном направлении, а такой временщик - как конеклуб "Эрдан" (Д.Налоев), не получив особых экономических и политических дивидендов, тихо свернул свои усилия в "возрождении" кабардинской породы лошадей.
    На сегодня, реально, конными пробегами на Северном Кавказе  занимаются лишь недавно сформированный конный завод "Кавказинтернациональ" (директор Альберт Мишхожев) и специализированное фермерское хозяйство "Гуэрэн"(владелец Ибрагим Яганов). Стайеры "Кавказинтернационаля" арабский Выборг и англо-терская Гаронна смогли выдержать трудный 160-ти километровый маршрут на Чемпионате мира в Дубае, а на лошадях ФХ "Гуэрэн" осенью  1998 года успешно был проведен исторический переход Амман-Нальчик с участием   принца Иорданского Хошемитского королевства Али Бин Аль Хусейном.
 
prince_ali.gif (27034 bytes) Прибытие участников конного перехода Амман-Нальчик на площадь Абхазии (1998 г.) осуществленный на лошадях ФХ "Гуэрэн". Во главе кавалькады -   Принц Али Бин Аль Хусейн
 

zak@kbsu.ru ©  Zaur An. Kokov